Гитарист Michael Lee Firkins

Michael Lee Firkins (Майкл Ли Фиркинс) - гитарист.

На сайте Allmusic.com биография гитариста Майкла Ли Фиркинса (иногда его фамилию произносят, как Фёркинс) уместилась в один короткий абзац. Отечественные рок справочники не упоминают о нем вовсе. Но, услышав игру Фиркинса единожды, вы уже не спутаете его ни с кем другим. У Майкла Ли Фиркинса есть и свой звук и свой стиль. Содержание [убрать]

Начало

Майкл родился в 1967 г. (Омаха, штат Небраска) в музыкальной семье. Фиркинс старший играл на lap steel (это такая гитара, которая больше похожа на гусли-самогуды). А мать была пианисткой. За освоение акустической гитары Майкл взялся в 8 лет. К 12 он переключился на электро гитару и начал набираться опыта в местных кавер бэндах. Достигнув совершеннолетия, Майкл окунулся в практическую географию, колеся по Соединенным Штатам Рока с различными кавер составами. Но, как говорил один стилизованный участник кавер бэнда из фильма «Рок Звезда»: «В этом бизнесе можно пробиться только со своими вещами». Постигнув сию нехитрую истину, Майкл вернулся домой и продолжил шлифовать свое гитарное мастерство. Время и силы были потрачены не зря – демо, отправленное в адрес «Шрапнели» (Shrapnel records), понравилось президенту компании, который дал добро на выпуск дебютного альбома Фиркинса.
На поле танки грохотали...

Здесь следует сделать отступление и немного рассказать о лэйбле, чье название и эмблема (надвигающийся танк) навеки вошли в историю гитарной музыки, а также, о ее основателе и бессменном президенте Майке Варни (Mike Varney).

Гитарист, журналист, продюсер и открыватель талантов, а также большой поклонник виртуозной гитарной музыки Майк Варни создал Shrapnel records в 1980 году. На момент создания лэйбла ему было всего 22 года. Так что уже смолоду Варни знал чего он хочет и как этого добиться.

Каталог «Шрапнели» - это цвет и краса гитарных записей, начиная с Yngwie Malmsteen в составе Steeler, Marty Friedman, Jason Becker, Tony MacAlpine, Greg Howe, Ron Thal, Paul Gilbert и заканчивая Бориславом Митичем и Джони 5.

Помимо самой «Шрапнели» Варни контролирует дела, основанных им же, лэйблов «Blues Bureau International» (блюз роковое подразделение) и «Tone Center» (джаз/фьюжн подразделение).
Кто на новенького?

Обычно Варни сам продюсирует записи новичков. Фиркинс не стал исключением. Вторым продюсером и звукоинженером выступил Стив Фонтано. В помощь Фиркинсу были приглашены парни из мира тяжелого рока: бас гитарист Джефф Пилсон (ex-Dokken) и барабанщик Джеймс Коттак (MSG/Scorpions), поскольку в блюз роковом материале, сочиненном Фиркинсом, Варни сделал акцент на рок, а не на блюз. Особенно это сказалось на партиях ритм гитары, которые звучат увесисто, как в хард роке. На пьесе «Sargasso Sea» на бас гитаре сыграл Мука Ренник, он же занимался микшированием.

Во время записи диска клавишные и синтезаторы не использовались, как и игра слайдом. Так что не верьте ушам своим. Все это ловкость рук гитариста и никакого мошенничества.

Michael Lee Firkins
Альбом, выпущенный просто, как "Michael Lee Firkins", вышел в 1990. И хотя год был урожайным для гитарного инструментала: Steve Vai выдал «Passion and Warfare», а Eric Johnson «Ah Via Musicom», дебют Фиркинса наделал много шума в «гитарных кругах». Тираж диска перевалил за 100 000 экземпляров, что весьма солидно по меркам инструментальной музыки. Сам Майкл удостоился ряда титулов от гитарных изданий. Неплохо для парня, про которого вчера еще никто не слышал?!
Игуаны - птички певчие

Вместе с вокалистом и исполнителем на губной гармошке Литл Джоном Крисли Фиркинс организовал песенный блюз роковый проект Howling Iguanas. Сказать, что выпущенная в 1994 году пластика получилась слабой – нельзя. Но и сказать, что она удалась, тоже не верно. Особняком на диске стоит единственный инструментальный номер «Saturday Morning», темп которого то разгоняется, как скорый поезд, то замедляется до хода еле ползущего товарного состава. И все пять с половиной минут, гитара и губная гармошка ведут весьма оживленный диалог. Позже Майкл переиграет эту тему, и она войдет в его третий сольный альбом. Правда назовет он ее «Saturday Night».

В 1995 г. Литл Джон записал альбом под собственным именем, где Фиркинс исполнил гитарные партии. На этом их сотрудничество и закончилось. Каждый двинул своей дорогой.
Гни свою линию

В том же 1995 у Фиркинса выходит второй сольный альбом - «Chapter Eleven». Майкл сам спродюсировал запись, что только пошло на пользу делу. Если дебют напоминал иные работы шрапнелевских гитарных героев, то новый диск стал большим шагом в сторону. Помимо рока, кантри и блюза на «Chapter Eleven» отражен интерес Фиркинса к джазу. Майкл представил свой вариант пьесы Дюка Эллингтона «The Mooche».

Еще в 1995 Фиркинс поучаствовал в записи композиции «End of the Beginning» (альбом «Perspective») талантливого гитариста и музыканта – Джейсона Бейкера. В данной пьесе Майкл непринужденно играет в неоклассической манере, что ближе к стилю Джейсона, чем к его сольному творчеству. Тем интересней получился результат. Так что если хотите познакомиться с нетипичным Фиркинсом, послушайте этот трек. Кроме Бейкера Фиркинс в разное время гостил на дисках других знатных гитаристов: у Пэта Трэверса и у Нейла Заза. Участвовал он и в альбоме-посвящении группе Cream «L.A. Blues Authority Volume V – Cream of the Crop».

Michael Lee Firkins
В 1996 выходит диск «Cactus Cruz», который, пожалуй, является самой интересной работой Фиркинса. Россыпи ярких мелодий, мощный и красивый звук, органичное сочетание кантри, джаза, блюза, рока, фанка и восточной музыки. Если попытаться провести параллели, то наиболее близкой по духу к «Cactus Cruz» можно назвать «88 Elmira St.» (1991) Дэнни Гаттона. По нарождающейся традиции на «Cactus Cruz» представлен кавер – фанковая композиция «Sanford & Son» (автор - Куинси Джонс). Эта вещь так запала Фиркинсу в душу, что на пятом своем альбоме он переиграет ее еще раз.

В октябре 1996 в Голландии прошел фестиваль, посвященный музыке Джими Хендрикса, где выступили: Попа Чабби, Уолтер Траут, Омар Дайкс и Фиркинс. Майкл при помощи бас гитариста, барабанщика и клавишника, который играет только на первой вещи, исполнил инструментальные варианты «Little Wing» «Manic Depression», а также поучаствовал в совместном джеме. Фестивальные записи – это единственное свидетельство концертной удали Фиркинса. Хочется надеяться, что рано или поздно, он все же запишет полноценное живое представление.

Обе упомянутые выше композиции Хендрикса были перезаписаны и вошли в четвертый альбом Фиркинса «Decomposition», целиком (за исключением одной пьесы) состоящий из каверов. Майкл переиграл «Caravan» Эллингтона, «Pink Panther» Манчини, «I Need You» Lynyrd Skynyrd, «Still Alive and Well» Рика Дерринджира. На трех треках задействован вокалист. Так что «Decomposition» - это первый вокальный альбом в сольной дискографии Фиркинса. Единственной вещью Майкла на диске является «The Window». Он сочинил ее для прослушивания, которое проводил Роберт Плант, искавший гитариста для своего аккомпанирующего состава. Работу у Планта Фиркинс не получил, но зато написал достойную композицию.

С выходными данными «Decomposition» существует некоторая путаница. По одним их них альбом вышел на «Nuerra Records» в 1999 году, а по другим - на этом же лэйбле, но в 2001. В Европе «Decomposition» издан на фирме «Provogue» в 2003.

В 2004 Фиркинс в составе инструментального фанк проекта The Clinton Administration поучаствовал в записи диска «Take You Higher». Программа полностью состояла из вещей, написанных гуру фанк музыки Сильвестром Стюартом (известным под псевдонимом – Слай Стоун). Альбом получился драйвовым и мелодичным. Кстати, это первая запись, где Майкл играет не только на обычной, но и на слайд гитаре.

В конце 2007 увидел свет пятый сольник Фиркинса – «Blacklight Sonatas», который можно охарактеризовать, как обобщение и переосмысление накопленного опыта. На альбоме представлен суровый, присыпанный дорожной пылью, но всё еще бодрый инструментальный блюз рок. Где-то с элементами кантри, а где-то напрямую граничащий с тяжелым роком. В двух композициях задействованы клавишные инструменты, чего ранее не встречалось на сольных работах гитариста. Есть и еще одно новшество. Фиркинс спел песню легендарного Лидбелли «Black Betty». Спел довольно эмоционально. Но по большому счету голоса у Майкла нет. Зато с чувством меры все в порядке. Поэтому «Black Betty» единственная песня на альбоме. Завершает диск композиция «Blacklight Sonata» - размышление гитариста в духе «Лунной Сонаты» Бетховена. Хотя имя классика в буклете не обозначено.

Пять сольных альбомов за 18 лет. С одной стороны, это не много. Но с другой стороны, среди них нет ни одного провального или откровенно слабого. Что случается крайне редко, вне зависимости от жанровой принадлежности музыканта. Фиркинс не боится экспериментов, но при этом не теряет своей индивидуальности. И если поставить имя Фиркинса в один ряд с именами таких универсальных гитаристов, как Чет Аткинс, Дэнни Гаттон и Стив Морз, то в этом не будет преувеличения, он этого достоин.

0 голоса