Эскорт-услуги в Москве от Queens Palace

Основы музыкальной теории. Часть 2.

Denis Zamaletdinov ― 15 March 2008 в 20:43

Статья Влада.

Я продолжаю цикл статей по основам музыкальной грамотности. Первая статья была посвящена интервалам. Сегодня мы рассмотрим построение простейших аккордов.

Аккорды

Начнем с примера, который я привел в прошлой статье:

Аккорд До-мажор (С) = большая терция + малая терция = до + ми + соль
Аккорд До-минор (Сm) = малая терция + большая терция = до + ми-бемоль (или рэ-диез) + соль.

1_cr.jpg

Видно, что оба аккорда состоят из 3х нот. Собственно, поэтому они и называются аккордами.

Аккорд – созвучие 3-х и более звуков. В нашем примере как раз три звука – трезвучие. Причем трезвучием мы эти звуки можем назвать потому, что они расположены по терциям. Вот где проявляется важность этого интервала. БОльшая часть аккордов строится именно по терциям. Но иногда к ним добавляются и другие интервалы. Но об этом чуть позже.

Чем же отличаются между собой эти два аккорда - до-мажор и до-минор? Я думаю, для большинства ответ очевиден. Окраской. Настроением.

C (до-мажор) торжественный, веселый, позитивный аккорд. Сm (до-минор) грустный, лиричный, задумчивый.

ccm.mp3

Подобная окраска достигается как раз комбинацией наших любимых терций. :) В мажорном аккорде от ноты ДО строится сначала большая терция (это будет нота МИ), а потом от МИ строится малая терция (нота СОЛЬ). В минорном же наоборот. От ДО строится сначала малая терция (МИ-Бемоль), а потом от МИ-бемоль строится большая терция – СОЛЬ.

Еще раз приведу рисунок из прошлой статьи. По нему очень удобно отслеживать построение интервалов.
2_cr.jpg

Обратите внимание:

Между СИ и ДО, МИ и ФА расстояние всего полтона. Между ними нет черных клавиш. Почему? Определяется частотными характеристиками звука. Объяснил, да? ;)
Терция (большая, либо малая), собственно, и есть основа мажорного или минорного звучания в музыке. Точно также на основе терций определяется мажорность или минорность гамм. Но это тоже будет в следующих статьях.

Но До-мажор и До-минор всего лишь два самых простых примера аккордов. За счет различных комбинаций интервалов можно строить огромное число разнообразных аккордов с разными характерами звучаний.

Прежде чем продолжить, необходимо ввести понятие СТУПЕНИ. Ступень - это, по сути, чистая нота. То есть до, ре, ми… и т.п. Если считать, например от ДО, то МИ будет 3ей ступенью. А ДО октавой выше 8ой. В тоже время по отношению к той же ДО МИ# все равно будет 3ей ступенью. РЕ-бемоль будет 2ой ступенью. И РE# тоже будет 2ой ступенью по отношению к ДО.Таким образом, в аккорде ДО-МАЖОР три ступени: ДО (первая), МИ(третья) и СОЛЬ (пятая). И в аккорде ДО-МИНОР все тоже самое: ДО (первая), МИ-бемоль(третья) и СОЛЬ (пятая).ВАЖНО: нельзя говорить, что раз МИ-бемоль и РЭ-Диез это один и тот же звук, то в аккорде ДО-Мажор есть вторая ступень РЭ-диез. НЕТ! Там все равно третья ступень МИ-бемоль. Потому что строятся по ТЕРЦИЯМ. А ТЕРЦИЯ СТРОИТСЯ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! Это просто правило которое позволяет музыкантам общаться на одном языке.Еще раз:

  • Терция строится через ступень: с 1ой на 3ю или с 5ой на 7ю и т.п. (малая терция от ДО всегда МИ-бемоль, а не РЭ-диез)
  • Секунда строится на следующей ступени (малая секунда от Соль будет Ля-бемоль, а не Соль-диез)
  • По аналогии кварта строится на 4ой ступени по отношению к 1ой
  • Квинта на 5ой по отношению к 1ой.
  • Секста на 6ой
  • Септима на 7ой  и т.д.

Это очень важное правило. Необходимо его четко понять!

Приведу примеры наиболее распространенных. Для разнообразия возьмем за основу аккорд F (ФА-мажор) Итак, чтобы мы можем из него сотворить:

  • Fm
  • F+ (Faug)
  • F0  (Fm/5-)
  • F5 (F(no3))
  • F-бемоль
  • F-диез (F#)
  • Fsus4 (иногда пишут просто Fsus)

simple2.jpg

В схеме даны как трезвучия, так и более привычная аппликатура для гитаристов, состоящая из бОльшего количества нот. Важно понять, что это те же самые ноты, просто взяты на октаву выше или ниже. Если в аккорд ФА-мажор входят ноты ФА, ЛЯ и ДО, то все другие ноты, это те же ФА, ЛЯ и ДО, взятые других октавах (поэтому можно бить сразу по 6-ти струнам и все равно будет ФА-мажор). Типы аккордов разделены двойной тактовой чертой.

Объяснение:

Итак, откуда я взял все эти аккорды. Все очень просто, и вы сейчас сами в этом убедитесь. Если мы строим разнообразые аккорды F, то начинать их строить мы будем с главной ноты этого аккорда – ноты  ФА.

  • F = большая терция + малая терция = ФА+ЛЯ+ДО
  • Fm = малая терция + большая терция = ФА+ЛЯ-бемоль+ДО
  • F+ (Faug) (повышенная 5ая ступень. То есть в F мы повышаем ноту ДО. Получается ДО#. И Fm+ тоже будет отличать от Fm повышенной 5ой ступенью. И это тоже будет ДО# )
  • F0  (Fm/5-) (это аккорд, в основе которого лежит минор, но к этому минору добавляется не большая терция, а малая терция. Или другими словами, мы понизили 5ю ступень. (/5-)) = малая терция + малая терция = ФА + ЛЯ-бемоль + ДО-бемоль
  • F5 (F(no3)). В этома аккорде используются всего 2 ступени – 1ая и 5ая. Расстояние между ними равно чистой квинте (малая терция + большая терция = ФА+ДО). Помните, я в прошлой статье говорил, что на квинтах импровизируют. Вот это как раз и есть тот случай. Импровизируют на них потому, что у аккорда F5 нет мажорной или минорной окраски, так как отсутствует 3я ступень.
  • F-бемоль -  все составляющие трезвучия сдвнуты на полтнона вниз (все бемоли). На гитаре это просто перенос баррэ на один лад ниже. А стурктура осталась от F – б. терция + м. терция
  • F# -  по аналогии с F-бемоль все ноты трезвучия сдвинуты на полтона вверх (все диезы)
  • Fsus4 = кварта + большая секунда (вместо 3ей ступени используется 4ая – вместо ЛЯ используется СИ) = ФА+СИ-бемоль+ДО

Так же можно использовать множество комбинаций из этих аккордов. Например, F#sus4, Fm5, F#0. Так что поле для экспериментов весьма и весьма обширное.

Теперь предлагаю вам послушать звучание этих аккордов с моими пояснениями.

Аудиозапись со всеми этими аккордами на фортепиано с моими пояснениями.

Примеры использования  некоторых аккодров с пояснениями.

Послушайте аудиозаписи внимательно, чтобы оценить характер звучания различных аккордов и область их применения. А затем сами попробуйте поиграть их на чем-нибудь.

А в следующей статье я расскажу про септ-аккорды и аккордовые обращения.

Подписывайтесь на RSS-рассылку!

This website uses IntenseDebate comments, but they are not currently loaded because either your browser doesn't support JavaScript, or they didn't load fast enough.

Комментарии:

  1. anonymous — 18 March 2008 года в 22:31

    спасибо. вполне понятно, только не раскрыта тема септаккордов, например.

  2. Vlad InnerMan Malyshev — 19 March 2008 года в 17:18

    Септ-аккорды - это уже сложные аккорды. О них я напишу в следующей статье. :)

  3. Krevedka — 19 March 2008 года в 21:33

    Ошибко ->
    Примеры использования некоторых аккоДРов с пояснениями.

  4. Vlad InnerMan Malyshev — 20 March 2008 года в 21:45

    спс )

  5. Crock — 22 March 2008 года в 17:30

    “B” - это какая нота не подскажете?

  6. DenZjama — 22 March 2008 года в 19:34

    Crock, B - это нота си. Вообще-то. Но иногда ее ошибочно обозначают H. В таком случае B = A#.

  7. Vlad InnerMan Malyshev — 25 March 2008 года в 23:52

    Не согласен.
    B и H это разные ноты.
    В это си-бемоль в моей трактовке
    а Н это си
    (не я это придумал)

  8. Danny — 22 May 2010 года в 14:22

    доступно,понятно,следовательно, очень круто)
    продолжайте,пожалуйста!)

  9. Виктор — 3 July 2010 года в 18:37

    “B и H это разные ноты.”
    Значится, есть две системы нотной записи: американская и европейская. В американской В - это си. В европейской Н - это си, а В будет нотой си-бемоль. Почему это следует знать? Все просто, - в разных источниках (самоучителях, справочниках и т.д.) бывает по разному.

  10. Ren — 21 July 2010 года в 6:23

    Мне, как человеку, начавшему знакомство с теорией с этой и предыдущей статей, не понятно только одно: если между СИ и ДО (МИ и ФА) всего пол-тона, то получается они друг для друга бемоль и диез?

Оставить комментарий:


Блогун - монетизируем блоги